top of page
Поиск
  • livrevillecom

Отчего на самом деле "смердел" Людовик XIV или правда о здоровье Короля-Солнце (Часть 2)


Итак, продолжим…


Из записей придворных врачей о болезнях Людовика XIV известно следующее:


1. В 1647 году – Людовик перенес оспу (о том, как врачи ее «лечили», я рассказала в первой части);


2. В 1658 году – короля свалил предположительно сыпной тиф (Антуан Валло, один из врачей, лечивших в то время Людовика, утверждал, что в организме короля «мало-помалу скопился яд, отравивший телесные жидкости и нарушивший их пропорции»);


3. Из-за малоподвижного образа жизни, «неуемного аппетита» и неправильной диеты, в которой преобладало мясо и мясные продукты и почти не было овощей, Людовик — как и многие в ту пору — время от времени страдал запорами;


4. Из-за глистной инвазии — значительную часть жизни в организме Людовика жил солитер — у короля нередко также случались диспепсические расстройства;


5. С 1681 года у Людовика диагностирована подагра;


6. В 1683 году он упал с лошади и вывихнул руку;


7. В 1686 году обнаружилась еще одна серьезная проблема — геморрой;


8. В 1696 и 1704 годах — Людовика очень беспокоили фурункулы;


9. В 1715 году из-за проблем с сосудами у Людовика началась гангрена, которая и стала причиной его смерти.


Конечно, это не полный список «болячек» Короля-Солнце. О незначительных недомоганиях (часть из которых была связана тем не менее с этими, перечисленными, болезнями) я упоминать не буду.


Зато о некоторых из тех, что приведены выше, расскажу чуть более подробно.


В прошлый раз мы остановились на том, что к пятидесяти годам Людовик не только потерял большую часть зубов (если не все), но и из-за неаккуратного удаления одного или нескольких зубов в верхней челюсти у него оказалось повреждено нёбо — так что ни жевать, ни глотать нормально он больше не мог.


А это означает, что пища попадала в желудок (когда попадала) целиком, кусками. И, очевидно, это не могло не породить массу проблем с желудочно-кишечным трактом.


Благодаря записям, сделанным придворными врачами Людовика — а они вели их в течение 64 лет, с 1647 по 1711 г. — мы знаем, что проблемы с ЖКТ у Людовика действительно были и пресерьезные.


Французы пишут: «Il a pris, de 1647 à 1715, en comptant en moyenne deux par mois, et c'est peu, près de deux mille médecines purgatives de précaution ou d'urgence ; il a reçu quelques centaines de clystères, usé plusieurs livres de quina.» — «С 1647 по 1715 год… ему около двух тысяч раз давали чистящие средства *слабительное и рвотное. прим. мое* — в профилактических целях и по необходимости. Несколько сотен раз делали промывание кишечника (клизмы). За это время он употребил несколько фунтов хинина».


Неудивительно, что однажды у Людовика начались кишечные кровотечения. Врачи отмечали не раз в своих записях: «Его величество сходил кровью».


В 1686 году у Людовика обострился геморрой — до такой степени, что государь больше не мог терпеть. В феврале открылся анальный свищ. Его «прооперировали» — разрезали и прижгли. «В марте был сделан новый «маленький» разрез и новое бесполезное прижигание, 20 апреля — еще одно прижигание, после которого Людовик слег на три дня. Потом он поехал лечиться минеральной водой на курорт Бареж, но это помогло мало». Все лето Людовик не покидал своей комнаты, стесняясь отвратительного запаха, который распространял вокруг себя.


К ноябрю 1686 года боли стали настолько нестерпимыми, что Людовик настоял на "большом операционном вмешательстве". Без обезболивания, как вы понимаете.


Когда Феликс (Шарль-Франсуа Феликс, во дворянстве Феликс де Тасси) готовился к операции, Людовик, уже лежа животом на валике, сказал: «Режь спокойно, как будто перед тобой крестьянин».


Феликс де Тасси


Сама операция описывается так:


«Феликс ввёл в анус ретрактор, а в свищ – зонд. Оба инструмента он лично сконструировал для этой операции, предварительно сняв с короля мерку. Потом ножницами стал разрезать тяжи между кишкой и свищом. Король терпел, не издавая ни звука. Военный министр держал его за руку и объяснял, что происходит... Через два часа Феликс закончил. Короля перевязали бинтами, смоченными в бургундском вине. На следующий день он уже вёл заседание Совета и принимал иностранных послов».


После — надрезы и прижигания делали еще несколько раз.


Франсуа Блюш пишет: «7 декабря врачи увидели, что рана «в нехорошем состоянии» и в ней образовались «затвердения, мешающие заживлению». Последовала новая операция, затвердения удалили, но боль, которую испытывал король, была невыносима. Надрезы были повторены 8 и 9 декабря 1686 года, но прошел месяц, пока король окончательно выздоровел».


Хирургический стилет (1) и скальпель (2), специально сконструированный Феликсом для "королевской операции". Иллюстрация из Энциклопедии Дидро и Даламбера к статье "Хирургия". 1763 год.


Все это время Людовика продолжали поить слабительным и рвотным.


Лучшим «очистительным» в те времена считалось рвотное вино с солью сурьмы. О вредном влиянии сурьмы на организм человека сегодня мы прекрасно знаем. При попадании внутрь сурьма взаимодействует с серой, входящей в состав жизненно важных ферментных систем. Механизм токсического воздействия имеет сходство с мышьяком. Но сурьма всасывается медленнее и, как правило, вызывает хроническое отравление организма. Выводится с мочой — тоже медленно. Накапливается — в щитовидной железе, печени, почках, костной ткани и в эритроцитах крови.


Изображение операции свища прямой кишки во времена Людовика XIV. Гравюра из "Трактата о хирургических операциях" , изданного в Париже в 1731 году


В 1715 году, в начале августа, у Людовика начинаются проблемы с ногой. Поначалу лекари ставят королю легкомысленный диагноз —«радикулит». Потом королю становится хуже. И еще хуже. Врачи растеряны и разводят руками. Они не сразу находят в себе силы признать, что ошиблись. И у Людовика - гангрена.


Сен-Симон пишет о том, что спальня короля пропиталась «тошнотворным запахом гангрены».


Эрик Дешодт так описывает эти, последние, дни Людовика:


«Десятого августа у Людовика едва хватает сил дойти до своей молельной скамейки — ноги совсем не держат его. 12-го ему становится хуже. 13-го он просит отнести его в церковь в портшезе. После молитвы он, стоя, ни на что не опираясь, принимает посла Персии Хусейна Мирзу. Во второй половине дня он чувствует острую боль в левой ноге. Фагон, его знаменитый врач, констатирует воспаление седалищного нерва. А начиная с 19 августа король уже не покидает своих апартаментов. Его хирург обнаруживает черное пятно на ступне. 20-го в присутствии врачей, которые промыли ему ногу в большом серебряном тазу, Людовик говорит: «Я вижу, что вы находите мое состояние плохим. Я действительно очень слаб. Но как может быть иначе, если я мучаюсь от боли днем и ночью и с начала моей болезни почти ничего не ем, а вы не можете дать мне ни малейшего облегчения?»


Двадцать первого августа он работает, облачившись в халат и положив ногу на табурет, а 22-го теряет сознание в травяной ванне, приготовленной специально для того, чтобы дать ему облегчение. Десять врачей, вызванных из Парижа в помощь Фагону, прописывают ему ослиное молоко. 24-го левая нога у него чернеет до самой ступни; «воспаление седалищного нерва» — это на самом деле гангрена. 25-го, в день Святого Людовика, король решает обедать в окружении придворных и уточняет: «Я жил среди моих придворных, я хочу умереть среди них. Они были рядом со мной на протяжении всей моей жизни; справедливо, чтобы они видели мой уход».


Антуан Бенуа. Людовик XIV


Людовик проживет еще несколько дней. И скончается 1 сентября.

148 просмотров0 комментариев

Недавние посты

Смотреть все

Новости об инет-магазине Livreville. Книжный город. Важное.

Дорогие друзья! С момента организации проекта Livreville. Книжный город прошло полтора года. Если точнее – 19 месяцев. Это были крайне непростые месяцы. И они, безусловно, повлияли на то, как развивал

bottom of page