top of page
Поиск
  • livrevillecom

Синяя борода алхимика и убийцы Жиля де Рэ. Правда и вымысел


Имя Жиля де Рэ (в другом написании Жиля де Реца) и сейчас известно очень многим. Несколько же веков назад не было во Франции человека, который не знал бы его, не ужасался бы преступлениям, которые тот совершил, не пугал бы детей жуткими историями, считая, возможно, что таким образом уберегает их от страшной участи. «Предупрежден — значит вооружен»?

Кто же такой Жиль де Рэ?

Существует два написания его имени — Gilles de Rays и Gilles de Retz. Но в обоих случаях речь идет об одном и том же человеке — французском бароне из рода Монморанси-Лавалей, маршале Франции, участнике Столетней войны и сподвижнике Жанны д’Арк.

В 1440 году, 26 октября, в Нанте Жиль де Рэ был казнен.

Обвинение содержало 47 пунктов. Подготовили обвинительный акт епископ Нантский Жан де Малеструа и инквизитор Жан Блуэн.

«Среди главных обвинений фигурировали человеческое жертвоприношение домашнему демону, колдовство и использование колдовской символики, убийство невинных мальчиков и девочек, расчленение и сжигание их тел, а также выбрасывание их тел в ров (то есть непридание земле по христианскому обычаю), сексуальные извращения, оскорбление действием служителя католической Церкви и т. п. Копии этих «47 пунктов» были вручены герцогу Бретонскому Иоанну V и направлены Генеральному инквизитору Франции Гийому Меричи». (цитата из обвинительного акта)

В одном из пунктов утверждалось: «… в одной из нижних комнат замка, или крепости Тиффож, принадлежавшего жене вышеназванного Жиля, около пяти лет назад монсеньор Франческо Прелати, самозваный специалист в запрещённом искусстве геомантии, и Жан де ла Ривьер начертили множество магических знаков, кругов и цифр. Также в некоем лесу около вышеназванной крепости Тиффож некто по имени Антуан де Палерм из Ломбардии вместе с другими волшебниками и вызывателями демонов занимался гаданием и вызыванием злых духов по имени Орион, Вельзевул, Сатана и Велиал с помощью огня, фимиама, мирра, алоэ и других ароматических веществ». (цитата из обвинительного акта)

Перед казнью Жиль де Рэ признал справедливость всех этих обвинений и раскаялся. Именно поэтому, судьи, приговорив его к сожжению на костре, милосердно разрешили его перед сожжением задушить.

В судебных документах написано, что Жиль де Рэ признал свою вину и раскаялся «свободно». Но если копнуть чуть глубже, то можно обнаружить вот что: «После обеда Жиль де Рэ был доставлен в пыточную камеру и вновь растянут на «лестнице». Как и в первый раз, он быстро попросил прекратить пытку и заявил, что готов «свободно сознаться».

И тут становится очевидно, насколько невелика цена подобного раскаяния, как и всех прочих признаний.

Были ли другие доказательства преступлений Жиля де Рэ? На чем в действительности строили свои обвинения судьи? И что за человеком он был — этот Жиль де Монморанси-Лаваль, барон де Рэ, граф де Бриен, сеньор д’Ингран и де Шанту?

Об этом мы поговорим в самое ближайшее время. Буквально на днях))

А пока мне хочется развеять самый первый и самый безобидный миф, касающийся Жиля де Рэ. Миф о том, что именно он является прототипом главного героя всем известной сказки «Синяя борода».

История эта — про богатого аристократа, убивавшего своих излишне любопытных жен. И про его последнюю жену, чудом избежавшую смерти. Все убийства, как вы должно быть знаете, происходили «за пределами сказки». А вот история жизни последней жены проходит перед глазами читателя.



Перед тем, как уехать по делам, Синяя Борода отдает ключи от всех комнат замка своей очередной жене. В том числе и от таинственной каморки внизу, в которую женщине строго-настрого запрещается входить. Но она, конечно, не удерживается. Отпирает дверь и обнаруживает там окровавленные тела всех прежних жён Синей Бороды. В ужасе женщина роняет ключ в лужу крови. А потом — ключ-то волшебный! — никак не может ее оттереть. Так что, когда Синяя Борода возвращается, он по волнению жены догадывается о том, что она нарушила его приказ. А кровь на ключе служит тому доказательством.




В общем, сказка заканчивается хорошо — в том смысле, что последняя жена Синей Бороды остается живой и невредимой.

Но вот какое отношение Жиль де Рэ может иметь к этой истории — непонятно. Одной только «кровавостью» своей сказка «Синяя борода» как-то приближается к реальной истории Жиля де Рэ — если признать эту историю правдой.

Между тем аббат Боссар — автор, как утверждают, самого авторитетного и детального исследования истории преступлений Жиля де Рэ — в 1880 году писал вот что: «Нет ни одной матери или кормилицы, которая в своем рассказе ошиблась бы относительно мест обитания Синей Бороды: на развалины замков Тиффож, Шантосе, Лаверрьер, Машкуль, Порник, Сен-Этьен-де-Мерморт, Пузож, каждый из которых принадлежал Жилю де Рэ, — они указывают как на места, в которых жил Синяя Борода… Мы расспросили многих стариков в окрестностях Тиффожа, Машкуля и Шантосе; их свидетельства единодушны: именно сеньор Тиффожа, или сеньор Машкуля, или сеньор Шантосе был или все еще является для всех Синей Бородой».

Игнорировать это свидетельство сложно. Видимо, в те годы, когда имя Жиля де Рэ гремело по всей Бретани и за ее пределами, ужас от тех преступлений, которые совершил (или которые приписывались) барону де Рэ, народ трансформировал в такие вот легенды, одну из которых записал и обработал Шарль Перро.

Впервые сказка «Синяя борода» была опубликована в 1697 году в книге «Сказки моей матушки Гусыни, или Истории и сказки былых времён с поучениями».

И все-таки, возвращаясь к настоящему, не опутанному мифами, Жилю де Рэ.

Жиль де Рэ был женат лишь однажды. И жена его (его кузина) — Катрин де Туар — благополучно пережила его.

Говорят, что супруги были друг с другом не очень счастливы. И жили вместе недолго. За время совместной жизни у них родился один ребенок — дочь по имени Мария. После — супруги проживали раздельно.

Что же касается того, почему Жилю де Рэ рассказчики «приписывали» синюю бороду… Тут мнения тех, кто хоть однажды задумался об это — расходятся.

Одни цитируют известную в те времена легенду, которая звучит так:

«Мимо замка Жиля де Рэ ехали однажды граф Одон де Тремеак и его невеста Бланш де Лерминьер. Барон пригласил их на обед. Но когда гости уже собрались уезжать, он приказал бросить графа в каменный мешок, а испуганной Бланш предложил стать его женой. Та отказалась. Тогда он повел ее в церковь и стал пылко клясться, что в случае согласия «навсегда отдаст ей душу и тело». Бланш согласилась — и в тот же миг превратилась в Дьявола синего цвета. Дьявол засмеялся и сказал барону: «Теперь ты в моей власти». Он сделал знак — и борода Жиля тоже стала синей. «Теперь ты не будешь Жилем де Лавалем, — прогрохотал Сатана. — Тебя будут звать Синяя Борода!»

Другие говорят, что Синей бородой Жиля де Рэ называли потому, что был он жгучим брюнетом. И борода его — тоже была иссиня-черной.

Третьи обвиняют в ошибке переводчиков, дескать, «синебородыми» звали как раз выбритых до синевы безбородых.


Но если мы взглянем на сохранившийся (реальный) портрет Жиля де Рэ (и согласимся, что именно он и является прототипом сказки «Синяя борода»), то придется признать, что последняя версия наверняка ошибочна.


Жиль де Рэ. Автор портрета Элио-Фирмин Ферона


(продолжение следует)

23 просмотра0 комментариев

Недавние посты

Смотреть все

댓글


bottom of page