Портрет работы неизвестного автора.Школа Клуэ.Франция, предположительно 1558 год.
Краковский музей, Польша (Czartoryski Museum, Cracow, Poland)
А вот вам история, определенно доказывающая: если вы выбрали путь, который другим кажется ошибочным, идите по нему, пока сами в него верите.
Именно так поступили три криптолога-любителя: Джордж Ласри, Норберт Бирманн и Сатоши Томокийо. Математик (специалист по информатике и криптографии). Пианист (профессор музыки). И физик.
До этой необычной истории они никогда не встречались лично. У них в целом были совершенно разные интересы. Кроме одного общего интереса — криптологии.
Однажды — произошло это в 2018 году — Ласри в поисках потенциальных криптографических загадок взялся исследовать оцифрованные коллекции Национальной библиотеки Франции (Bibliothèque nationale de France). И нашел там зашифрованное письмо. Судя по сделанным пометкам, письмо это относилось к 16-му веку и касалось дел итальянских.
Во всяком случае, хранилось оно в архивах, где содержались документы, имеющие отношение к итальянской истории (позднее там же было обнаружено еще 56 писем, при написании которых использовался тот же шифр).
Заинтересовавшись найденным, Ласри пригласил к сотрудничеству Норберта Бирманна и Сатоши Томокийо.
Они обнаружили, что написано письмо было с помощью набора из 191 знака. Последнее однозначно указывало на то, что при шифровании его не просто буква заменялась на выдуманный символ. Это была более сложная система, в которой одну букву могли изображать несколькими символами. Или какие-то символы сразу обозначали целое понятие. Другими словами, шифр оказался достаточно непростым.
Некоторые из расшифрованных слов и фраз
Вот как Ласри описывает способ, с помощью которого удалось прочесть первое письмо, а за ним и остальные: «Мы начинаем со случайного ключа, расшифровываем текст с помощью этого ключа, делаем небольшие изменения в ключе и снова расшифровываем». Благодаря этому методу шифр удалось взломать. И тут выяснилось несколько интересных фактов. Прежде всего обнаружилось, что первое письмо – из тех, над которыми они работали – написано по-французски. Следом, как рассказал Ласри, их команда расшифровала в тексте имя «Уолсингем» — Фрэнсис Уолсингем был главным секретарем Елизаветы I. Еще чуть позже обнаружилось — по женским глагольным формам, — что письма эти писала женщина. Все вместе это и натолкнуло исследователей на мысль о том, что автором этих записей являлась Мария Стюарт.
Дело в том, что и до расшифровки этих писем ученые знали о том, что часть переписки Марии Стюарт до них не дошла. Упоминания о не найденных на тот момент письмах были в тех, других, давно прочитанных историками. Но последние считали, что эти бумаги пропали.
А они хранились в тех же архивах, что и остальные документы, касающиеся этой эпохи, только в «итальянском» разделе.
Мария Стюарт — шотландская королева, кузина Елизаветы I, королевы Англии
После Елизаветы I Мария была первой в очереди на английский престол. Именно ее католики считали законной наследницей… больше того — правительницей Англии. Все это (и многое другое, конечно) и определило судьбу Марии Стюарт, которая провела последние 19 лет своей жизни в заключении в Шеффилдском замке.
В течение всего времени заключения пленница поддерживала связь со своими сторонниками с помощью писем. Содержание части из них и открылось совсем недавно — благодаря трем криптологам-любителям.
Письма эти датируются 1578–1584 годами. Большинство — адресовано французскому послу в Англии, Мишелю де Кастельно де Мовисьеру. В них Мария Стюарт пишет об условиях своего содержания, о своем здоровье. Беспокоится о том, насколько добросовестно ведутся переговоры об ее освобождении. Пишет, впадая в отчаяние, когда похищают ее сына. Пишет о вероломстве Уолсингема. В общем, в письмах много политики и вполне объяснимой тревоги, которая оказалась более чем обоснована. Мария Стюарт была казнена 8 февраля 1587 года за предполагаемое участие в заговоре с целью свержения Елизаветы.
Александр Дени Абель де Пюжоль (Alexandre Denis Abel de Pujol) Казнь Марии Стюарт
А теперь давайте вернемся к первому предложению этого поста))
Знаете, почему одним из выводов, которые мы можем сделать после того, как нам открылись новые данные о жизни Марии Стюарт, является тот… озвученный мной вывод?
Дело в том, что пока Ласри, Бирманн и Томокийо бились над раскрытием тайны зашифрованных писем, ученые убеждали их оставить попытки.
Ласри говорит: «Мы начали подозревать, что письма были написаны Марией. Но когда мы рассказали об этом историкам, они сказали, что это невозможно и что мы не должны терять времени».
Так что… теряйте время, если вам кажется это важным. Кто знает, может быть, завтра вы сделаете открытие, в которое никто, кроме вас, не верит!
Comments