И все-таки… что же мы знаем о Железной Маске наверняка?
Во-первых, нет никаких сомнений в том, что Железная Маска — лицо не мифическое, а вполне реальное. Действительно, сохранилась масса документов, по которым можно узнать сколько денег выделялось ежемесячно (ежегодно) на узника, с некоторых пор именовавшегося Железной Маской, проследить, как его перемещали из крепости в крепость, как и где он скончался.
Верно и то, что ни в одном из документов этого человека не называли по имени. Только туманно-абстрактно: «старый заключенный».
В сохранившихся письмах между Сен-Маром, человеком, который большую часть жизни «отвечал» за Железную Маску, и двумя государственными секретарями, последовательно курировавшими королевские тюрьмы, — военным министром Лувуа и его сыном Барбезьё — можно обнаружить только перифразы: «известный вам человек», «человек из башни», «заключенный, которого вы сторожите двадцать лет», «то, что он совершил», «то, для чего он был использован». Ни имени узника, ни слова о вменявшемся ему преступлении. Ничего.
И все-таки с определенной — в общем, весьма значительной долей вероятности — разобраться в том, кто же был этот Человек в Железной Маске, можно.
И мы сейчас именно этим и займемся — вместе с Жаном-Кристианом Птифисом и рядом других исследователей, корпевших в течение многих лет над раскрытием этой загадки.
Достоверно известно, что Железная Маска оказался в крепости Пиньероль, когда «хозяином» крепости был господин де Сен-Мар (настоящее имя Бенин Довернь). Именно когда де Сен-Мар был генерал-губернатором Пиньероля, в крепости и появился узник, которого впоследствии стали называть Железной Маской.
Кто же был этот человек?
Чтобы попытаться разобраться в этом, необходимо прежде всего открыть список заключенных в Пиньероле в период с 1665 по 1681 год. При этом, разумеется, нет никакой необходимости прослеживать судьбы всех заключенных в Пиньероле в это время. Достаточно выявить тех, кто содержался там в 1681 году, потому что мы точно знаем, что в тот год, когда де Сен-Мар получил назначение на новое место службы, Железная Маска точно находился в крепости.
Итак…
Первым узником, определенно важным, был де Лозен (в юности — тот самый скандальный маркиз де Пюигильен, который однажды чуть было не женился на кузине Людовика XIV, герцогине де Монпасье). (Чуть позже я расскажу о нем. Это известный товарищ))
После вышеуказанной выходки Лозен некоторое время провел в Бастилии. Но тогдашнее заключение ничему его не научило. Неоднократно еще Лозен вел себя крайне вызывающе. И очень многое сходило ему с рук. Пока однажды терпение королевское не истощилось. И вот тогда Лозен снова попал в тюрьму. В Пиньероль.
Надо сказать, что на этот раз, кажется, «ни за что». Рассказывают, будто враги, которых у Лозена, конечно, было немало, наговорили на него — убедили Людовика в том, что Лозен использует свое влияние в армии для подготовки мятежа. И тот не стал разбираться — сослал Лозена в Пиньероль.
(продолжение следует)
Comments