top of page
Поиск
  • livrevillecom

О "Завтраке аристократа"


Возвращаясь к недавно опубликованной в нашей группе обложке «Обломова»))

https://www.facebook.com/groups/271197698376503


Знаете ли вы, что в качестве обложки издательством была использована картина Павла Федотова «Завтрак аристократа»?


Хотя картина эта никакого отношения к «Обломову» не имеет, зато она имеет, как утверждают, непосредственное отношение к его автору – Ивану Александровичу Гончарову. В 1848 году Гончаров написал сделавшийся весьма популярным фельетон под названием «Письма столичного друга к провинциальному жениху». Тот был опубликован в журнале «Современник». И Федотов, который часто вдохновлялся, как говорят, произведениями литературы, вдохновился и в этот раз.

И написал эту «сатирическую» картину.

Примерно в этом месте я должна признаться, что у меня и в юности чувство «смешного» слегка расходилось с общепринятым. А уж тут и вовсе… где-то что-то сломалось, видимо, поэтому я хочу предупредить читателей: дальше будет кое-что о сатире Гончарова и иронии Федотова (ну, или наоборот), но лично мне и та, и другая кажутся…сомнительными.

Но, конечно, вполне может быть, что вам это покажется действительно забавным.

Итак… в своем фельетоне И. Гончаров, с иронией говорил о столичных франтах: «Чтобы надеть сегодня привезенные только третьего дня панталоны известного цвета с лампасами… он согласится два месяца дурно обедать». Сомневаясь в том, что демонстрируемый на людях шик действительно был по карману этим щеголям, автор задавал вопрос: «А пробовал ли ты нечаянно приезжать к таким людям домой и заставать их врасплох?»

И вот картина Федотова — как раз про это.

Дальше будут цитаты, взятые из статьи «Завтрак аристократа»: что скрыто в деталях знаменитой картины Павла Федотова», опубликованной на сайте Культурология.ру (ссылка под постом)


«Нынешним зрителям убранство комнаты, изображенной на картине, мало о чем говорит, однако современники автора понимали, что аристократ окружен модными и дорогими предметами. Тем сильнее становился комический эффект от скудного завтрака этого франта – куска черного хлеба, который хозяин впопыхах пытается прикрыть книгой.


Мы не видим посетителя и не знаем, кто на самом деле был незваным гостем – видна только его рука, отодвигающая занавесь. Палевый цвет перчаток позволяют сделать вывод о том, что действие происходит утром или днем – вечером полагалось носить белые перчатки.




Молодой «аристократ» одет по последней моде: восточный стиль в те времена считался шиком. На юноше дорогой шелковый халат, парчовая шапочка с бухарским орнаментом, шелковые шаровары и сафьяновые турецкие туфли. В середине XIX в. халаты такого фасона рекомендовали столичным денди в модных журналах. Но, как говорится, «на брюхе шелк, а в брюхе – щелк»! Шикарный персидский ковер изрядно поношен и давно не чищен.


Несмотря на дорогие предметы одежды и интерьера, на бедственное положение героя, кроме куска черного хлеба, указывает и еще одна красноречивая деталь: на столе лежит кошелек, он вывернут наизнанку (очевидно, в результате судорожных поисков денег) – и мы видим, что он пуст. На столе стоит колокольчик, который обычно использовался для вызова слуг, но судя по тому, что гость застал юношу врасплох, о его приходе никто не доложил. По всей видимости, в доме только один лакей, и он куда-то отлучился.


Любимым развлечением аристократов в XIX в. был театр. На спинке стула мы видим афиши спектаклей, а внизу лежит рекламный листок с надписью «устрицы», что рядом с куском черного хлеба на столе выглядит комично. Над столом висят гравюры – портреты известных в то время европейских танцовщиц, что свидетельствует об увлечении героя балетом.


Герой старается следовать моде во всем – даже его собачка очень популярной на тот момент породы – пудель – пострижена «под льва». Сам император Николай I держал пуделя по кличке Гусар. Модным в 1840-х гг. было и курение папирос. И тут герой не отставал от всех: в пепельнице на столе лежит остаток папиросы.


Немаловажные детали изображены под столом: это мусорная корзина и разбросанная рядом с ней колода карт. Корзина сделана из простой соломы, но в виде древнегреческой амфоры, которая, по словам искусствоведа Т. Ильиной, «словно пародирует своего хозяина... Как и хозяин, который хочет казаться аристократом, урна «притворяется» не тем, что она есть, а прекрасной вазой. И образ нищеты как отсутствия денег перерастает в нечто большее – в образ нищеты духовной». А разбросанные на полу карты подсказывают причину, по которой герой промотал свое состояние».


Ну вот)) Если вы об этом не знали раньше, то теперь знаете. Ну и, возможно, улыбаетесь) Сатира все-таки)


Статья «Завтрак аристократа»: что скрыто в деталях знаменитой картины Павла Федотова» находится здесь: https://kulturologia.ru/blogs/181216/32676/

20 просмотров0 комментариев

Недавние посты

Смотреть все

Новости об инет-магазине Livreville. Книжный город. Важное.

Дорогие друзья! С момента организации проекта Livreville. Книжный город прошло полтора года. Если точнее – 19 месяцев. Это были крайне непростые месяцы. И они, безусловно, повлияли на то, как развивал

bottom of page