Итак... продолжаем?
Ла Кентини - Директор садов и огородов всех королевских домов - любит экспериментировать. И делает это непрерывно.
Он культивирует разные сорта. Много работает с грушами и яблонями — прививает их, акклиматизирует. Он изобретает новые способы повышения урожайности. Так Ла Кентини для выращивания груш и яблонь использует трельяжные решетки и специфическую обрезку деревьев.
Он обрезает деревья так, что они выглядят совсем плоскими. И солнце просвечивает через ветки, равномерно обогревая и освещая деревья и плоды на нем.
Ла Кентини использует разные удобрения для разных культур. Он смешивает навоз разных животных, прививает черенки, использует тепло от перегноя листвы, смешанной с навозом. Он применяет в своем деле все известные новшества агротехники и изобретает новые.
Ла Кентини искусственно углубляет рельеф и обносит участки высокими стенами, чтобы уберечь растения от ветра и, как уже было сказано в первой части этой статьи (см. в блоге), чтобы стены, набирающие, впитывающие в себя тепло днем, отдавали его растениям ночью.
Ла Кентини использует систему «многоярусных посадок». Он возводит трельяжи, которые ориентирует по солнцу, что позволяет, с одной стороны, защищать грядки от ветра и одновременно с этим максимально использовать солнечный свет и солнечное тепло ранней весной и поздней осенью.
Благодаря всем этим новшествам ему удается ускорить созревание большинства культур.
Сам Ла Кентини отмечает в своей «Инструкции для фруктовых садов и огородов»:
«… я получил урожай на пять-шесть недель раньше положенного срока, к примеру, земляника созрела в конце марта, горох — в апреле, инжир в июне, спаржа и кочанный салат в декабре и январе…»
Действительно, успехи Жана-Батиста де Ла Кентини колоссальны.
Огород в Версале занимает площадь в девять гектаров. Он разделен высокими стенами на 30 участков, каждый из которых занят определенными культурами.
На каждом из участков с помощью различных ухищрений Ла Кентини создает свой микроклимат, наиболее благоприятный для высаженных культур.
Самый большой центральный участок в 3 гектара — он сохранился до настоящего времени — называется Большим Квадратом (фр. Grand Carre).
Четыре сектора Большого Квадрата объединены круглым фонтаном в центре.
Людовик обожает инжир. И Ла Кентини высаживает 700 кадок с инжировыми деревьями, с которых 6 месяцев в году собирают урожай. Когда в 1685 году мануфактура Сен-Гобен (Saint-Gobain), основанная по распоряжению Людовика XIV в 1665 году, наконец, стала производить стёкла большого размера, Ла Кентини организует настоящие теплицы — с дровяным отоплением. Таким образом, появляется возможность подавать фрукты и овощи на королевский стол вне привычного сезона.
На королевскую кухню с тех пор подается «30 сортов груш, 20 сортов яблок, 16 сортов салата-латука, зеленый горошек, дыни и арбузы, тыквы, огурцы, разнообразная зелень и пр.».
В теплицах Ла Кентини выращивает ананасы и бананы, дыни и арбузы.
Контрабандой во Францию привозят так любимый Людовиком «мускатный орех».
Мускатный орех
Мускатный орех известен в Европе издавна, но он исключительно дорог. Монополия на выращивание и продажу этой пряности принадлежит на тот момент голландцам. Они выращивают деревья мускатного ореха на Моллукских островах. И тщательно следят за тем, чтобы никто не нарушил эту монополию.
Однако французы из Ост-Индской компании отправляются в экспедицию и добывают-таки, рискуя жизнями, два деревца и проросшие плоды ореха. Они привозят добытое в Версаль — в теплицы Ла Кентини. И с тех пор Франция больше не покупает пряность у голландцев. Французы высаживают деревья мускатного ореха в своих колониях — на Мадагаскаре и Маврикии. Орех приживается там. И с тех пор французы используют мускатный орех очень широко — как ингредиент для различных блюд и как возбуждающее средство, как лекарство и как… освежитель воздуха.
Людовик XIV очень любит свой огород. Он приходит туда при всякой возможности. Иногда просто наблюдает за работой садовников — под руководством Ла Кентини работают 30 опытнейших садоводов. На территории Версаля к этому моменту высажено 12 тысяч плодовых деревьев. Про количество овощей на грядках – и говорить нечего. Иногда, как рассказывают, король и сам пытается поучаствовать в процессе. Но это, разумеется, нельзя принимать всерьез. Эти игрища сильных мира сего нам и сейчас хорошо известны)
Но одно — определенно: Людовик гордится своим огородом и очень уважает Ла Кентини. Он показывает огород всем прибывающим в Версаль послам, он отправляет выращенные в Версале деревца в дар другим государям.
Людовик посещает сады вместе со своими придворными. При этом всем приходящим разрешается угощаться созревшими плодами.
Данжо пишет в своем «Дневнике двора Людовика XIV», что король «прогуливался в своих садах и в огороде, где он разрешил собирать и кушать фрукты всем, кто сопровождал его».
Король входит в огород со стороны бассейна Швейцарцев — через большие кованые ворота. Простой же люд может входить внутрь через калитку с написанный на ней Public, выходящую на улицу города. Именно через эту калитку посещают огород кухарки с корзинами — они покупают здесь свежие овощи, которые оказались не востребованы королевскими поварами. Отсюда же ежедневно на рынок отправляются тележки с фруктами и овощами.
Всем этим хозяйством Ла Кентини заправляет до самой смерти.
Людовик приказывает выстроить ему дом неподалеку от королевского огорода, так что в последние годы жизни Ла Кентини живет на территории Версаля. В 1687 году Жан-Батист де Ла Кентини за верную службу удостаивается дворянского звания.
Когда Ла Кентини умирает, Людовик говорит его вдове: «Сударыня, мы понесли большую потерю, которую никогда не сможем исправить».
Оригинал: «Madame, nous avons fait une grande perte que nous ne pourrons jamais réparer».
Comentários