Огромная каменная виселица, выстроенная на холме Монфокон, по идее его создателя, Ангеррана де Мариньи, должна было предостерегать парижан от серьезных правонарушений. Еще бы, жуткое это зрелище… разлагающиеся в «оконных проемах» тела повешенных – это ли не лучшее назидание тем, кто еще не ступил на преступный путь?
Там думал Великий коадъютор и главный советник королевства Ангерран де Мариньи. В этом убедил он Филиппа IV Красивого. Не сумел предусмотреть только того, что однажды «клиентом» Монфокона и «назиданием парижанам» станет он сам.
Казнь Ангеррана Де Мариньи. Альфонс де Нёвиль
«В конце XV столетия страшная виселица, воздвигнутая в 1328 году, была уже сильно разрушена. Брусья источили черви, цепи заржавели, столбы позеленели от плесени. Кладка из тесаного камня расселась, площадка, по которой не ступала нога человека, поросла травой. Жутким силуэтом вырисовывалось это сооружение на небе, особенно ночью, когда по белым черепам скользили лунные блики и ночной ветер, задевая цепи и скелеты, шевелил их во мраке. Одной этой виселицы было достаточно, чтобы наложить зловещую тень на всю окрестность».
Так описывал в «Соборе Парижской Богоматери» виселицу Монфокон (фр. Gibet de Montfaucon) Виктор Гюго.
И в описании этом почти нет преувеличения (место это было и в самом деле престрашное), но есть небольшая неточность.
Вообще этот холм был местом казней задолго до 1328 года. И деревянный прототип будущего каменного Монфокона появился на холме, как говорят, еще во времена правления Филиппа II Августа.
Филипп II Август
Но даже если В. Гюго вел речь о каменной виселице, то и она, определенно, была воздвигнута раньше 1328 года. Точной даты окончания строительства я не нашла, но сам Ангерран де Мариньи, по чьему «проекту» было выстроено это каменное «архитектурное чудо» был повешен на своем детище в 1315 году, 30 апреля. Следовательно, упомянутая Виктором Гюго дата — ошибка.
К слову, на Монфоконе — том самом «деревянном прототипе» будущего каменного Монфокона — задолго до Мариньи был казнен еще один деятель, Пьер де ла Бросс (Pierre de La Brosse), фаворит Филиппа III и его советник, чье влияние на короля так не нравилось многим прочим приближенным. Казнь Пьера де Ла Бросса случилась 30 июня 1278 года.
Казнь Пьера де ла Бросса
Так вот теперь про то, как выглядел Монфокон проекта Ангеррана де Мариньи.
«Представьте себе на вершине мелового холма большой каменный параллелепипед высотою в пятнадцать футов, шириною в тридцать, длиною в сорок, с дверью, наружной лестницей и площадкой. На этой площадке – шестнадцать громадных столбов из необтесанного камня высотою в тридцать футов, расположенных колоннадой по трем сторонам массивного основания и соединенных между собою наверху крепкими балками, с которых, через правильные промежутки, свисали цепи, на каждой цепи - скелет. Неподалеку на равнине – каменное распятие и две второстепенные виселицы, которые словно отпочковались от главной. Над всем этим высоко в небе непрерывное кружение воронья. Таков был Монфокон», — написал Виктор Гюго.
И вот еще:
«Каменная кладка, служившая фундаментом этому отвратительному сооружению, была полой. В ней находился обширный подвал, прикрытый сверху старой железной, уже погнувшейся решеткой, куда сваливали не только человеческие трупы, падавшие с цепей Монфокона, но и тела всех несчастных, которых казнили на других постоянных виселицах Парижа. В этой глубокой свалке, где превратилось в прах столько человеческих останков и столько преступлений, сложили свои кости многие из великих мира сего и многие невиновные, начиная от невинно осужденного Ангерана де Мариньи, обновившего Монфокон, и кончая адмиралом Колиньи, замкнувшим круг Монфокона»…
Разумеется, не Ангерран де Мариньи открыл список осужденных на повешение на Монфоконе и не адмирал Колиньи этот список завершил, но что уж… Виктор Гюго писал художественную литературу. Мог и приврать — для красного словца.
А вот насчет строения этого сооружения — все так.
Действительно, шестнадцать каменных столбов соединялись горизонтальными балками, таким образом, что по каждой из трех сторон (повешенных размещали только в трех боковых гранях куба) образовалось 15 «окон»-секций. С горизонтальных балок свисали цепи, на которые вешали приговоренных. Так что одновременно на Монфоконе можно было казнить 45 человек (в случае крайней необходимости – и девяносто (вы видите, на рисунке в каждом проеме размещено по две цепи).
Четвёртая сторона сооружения представляла собой лестницу, по которой поднимались приговоренные к казни и по которой позже спускали тела. Ключ от «входа» хранился у городских палачей. Тела повешенных оставляли на виселице иногда на несколько лет. Когда возникала необходимость казнить кого-то еще (если при этом на виселице не было места), то полуистлевшие тела сбрасывались в каменный колодец – тот самый, о котором написал Виктор Гюго. Колодец этот назывался оссуарий. И в него сбрасывали не только тела тех, кто был казнен на Монфоконе, но и всех прочих, казненных в других местах (например, на Гревской площади).
Таким образом, власти решали вопрос о запрете хоронить повешенных по христианскому обычаю.
Иногда, тела все же возвращали родным. Так, например, «повезло» Ангеррану де Мариньи. Тело его провисело на Монфоконе два года. И в 1317 году следующий король, Филипп V Длинный, реабилитировал советника своего отца и вернул тело родным, чтобы те могли-таки его похоронить.
Теперь обратите, пожалуйста, еще раз внимание на схемы Монфокона.
Вы видите, каждая из трех «функциональных» сторон содержит по пять проемов в ряд. В плане «монфоконская виселица» представляла собой квадрат (а не прямоугольник, как утверждает множество русскоязычных источников в интернете). Я не знаю, откуда пошла эта ошибка —возможно, с толку авторов статей про Монфокон сбил все тот же Гюго с его «шириною в тридцать, длиною в сорок» — но большинство авторов, описывающих Монфокон, твердят:
«На этой основе стояли 16 каменных столбов высотой до 12-ти метров пересекаемые тремя деревянными поперечинами (каждый проем от двух до трех метров). Три яруса, что создавало возможность одновременно повесить: — Северная сторона — 15 приговоренных. — Восточная и западная стороны по 18 приговоренных».
Я понимаю, для некоторых это не так уж важно. Но ради исторической правды…))
Все франкоязычные источники, которые я пересмотрела, единодушны: сама виселица представляла собой квадрат в плане и имела по равному числу «окон»-секций с каждой стороны.
Говоря «шириною в тридцать, длиною в сорок», Гюго, возможно, имел в виду лестницу, частично вынесенную за пределы квадратного основания.
Там же, в тех самых франкоязычных источниках, рассказывается вот что:
В XIII–XIV веках Монфокон был не только местом, где вешали осужденных на смерть. Там же заживо хоронили женщин. Как говорят, такой выбор казни объяснялся тем, что смерть такая считалась более достойной, чем повешение. Прямо скажем, сомнительное «милосердие».
Но как бы там ни было, действительно, парижский прево Робер д'Эстутвиль (имя это вы так же можете встретить на страницах романа В. Гюго) решил однажды очистить Париж от всех злодеев и вообще «недостойных людей». Среди «недостойных» обнаружилось много женщин. И Робер д’Эстутвиль — добрый человек! — убедил парламент, что быть похороненной заживо — менее унизительно, чем быть повешенной. Парламент согласился и утвердил этот способ казни. И «Жаннет Ла Бон-Валетт, Марио Боннекосте, Эрмине Валансьен и Луиза Шузье (Jeannette la Bonne-Valette, Mario Bonnecoste, Ermine Valancienne et Louise Chaussier)» были казнены таким образом в 1440 году.
«Le prévôt de Paris Robert d'Estouteville avait en effet imaginé au XVème siècle de purger Paris de tous les malfaiteurs et il ordonna qu'au lieu d'être pendues, des femmes soient enterrées vivantes. Le parlement confirma la décision et Jeannette la Bonne-Valette, Mario Bonnecoste, Ermine Valancienne et Louise Chaussier subirent ce supplice en 1440. D'autres subirent la même mort en 1457 et 1460». (с)
После, как минимум до 1460 года, такой способ умерщвления женщин очень даже практиковался. Судя по тому, что в исходном французском тексте отмечается: «и в 1457, и в 1460 годах» — казнили так не всех женщин. Но тем не менее до 1460 года время от времени женщин живьем сбрасывали в оссуарий, полагая, что такая смерть более для них подходящая, чем та, другая.
Почти четыре столетия виселица Монфокон лишала жизни парижан. «Последняя казнь на Монфоконе была произведена около 1629 года, после чего сооружение было заброшено, и к 1760 году практически полностью разрушилось» (Википедия).
На переднем плане - госпиталь Святого Людовика, Монфокон - в левом верхнем углу
На сегодняшний день никаких следов Монфокона не сохранилось. На месте, где когда-то стояла виселица, сейчас разбит парк Бют-Шомон.
Comments