top of page
Поиск
livrevillecom

История Александра Селкирка - истинного Робинзона Крузо (Часть 1)


Нет, наверное, на земле человека, который не прочел бы однажды в своей жизни роман английского писателя Даниэля Дефо про Робинзона Крузо. И нет, пожалуй, среди прочитавших ни одного, кто не примерил бы хоть раз на себя эту полную приключений и лишений жизнь и не подумал: «А смог ли бы я выжить на необитаемом острове?».


Портрет Даниэля Дефо. Кнеллер


Между тем, Робинзон Крузо – вовсе не плод фантазии автора. Прототипом этого героя, на протяжении трех сотен лет занимавшего умы и фантазии читателей, был вполне реальный человек — Александр Селкирк, родившийся в семье кожевенника Джона Селкрейга в Шотландии, в Файфе, в деревушке Нижняя Ларго, на границе равнинных и горных шотландских кланов.

Александр был в семье младшим сыном. Рассказывают, что в доме Селкрейгов все были не слишком покладисты. Но Александр превзошел в этом и отца, и всех своих братьев. Характером он был неуступчив, склонности к тяжелой работе не проявлял. Был драчлив и необуздан.

В общем, продолжателя кожевенного дела из мальчика не получилось.

Он мечтал о море и путешествиях, а еще — о богатствах, добываемых сильными и дерзкими мужчинами, выбравшими однажды в своей жизни стезю пиратства.

Собственно, мечту свою он вполне воплотил в жизнь. Сначала в 1693 году он сбежал, оставил родную деревушку, из-за…

О причинах говорят разное.

Одни рассказывают, будто Александр оставил дом после драки, которую он в очередной раз затеял со своими родными братьями и отцом (понятно, что деталей этой истории не сохранилось). Другие говорят, будто сбежал он от церковного суда, в который его вызвали после какого-то «непристойного поведения» в церкви.

Но какая бы причина ни была истинной, важно, что Александр действительно оставил родную деревушку и отправился, как всегда и мечтал, путешествовать. Восемь лет он скитался по свету. И в 1701 году вернулся домой опытным моряком. Жизнь на берегу ему, впрочем, не понравилась. Почти сразу он снова стал ввязываться в неприятности. И закончилась бы его жизнь в тюрьме или на виселице, если бы не война за испанское наследство. Начавшееся противостояние обещало британским мореходам солидные барыши в случае победных сражений с извечным морским противником.

Так что подгоняемый идеей скорого обогащения Александр Селкрейг снова отправился в море.

Он вступил в команду Уильяма Дампира (William Dampier), частного исследователя и капера, снарядившего экспедицию в Южную Америку.


Уильям Дампир (William Dampier)


11 сентября 1703 года частная флотилия вышла из ирландского порта Кинсейл. Вместе с ней на поиски приключений и богатств отправился и Александр.

27-летний Александр Селкрейг (сделавшийся Селкирком из-за ошибочного написания его имени в бортовом журнале) был принят на борт судна «Cinque Ports». Да не простым матросом.

За время предыдущего «путешествия» он набрался опыта, позволившего ему на Cinque Ports занять место штурмана.

Портил все по-прежнему только его характер, из-за которого у Александра то и дело случались конфликты и драки с командой и ссоры с капитаном. Этот же дурной его характер, впрочем, как минимум однажды спас ему жизнь.

Случилось это в 1704 году.

Дампир со своей флотилией тогда захватил несколько испанских кораблей у берегов Перу, потом совершил набег на город Санта-Мария, в Панамском заливе. Атака оказалась не слишком удачной, корабли Уильяма Дампира вынуждены были отступить.


И вот тут, судя по всему, во флотилии произошел раскол. Капитан Cinque Ports Стрэдлинг решил, что с Дампиром ему больше не по пути. И оставил его.

После тяжелого того боя оба корабля были не в лучшем состоянии. А капитан Стрэдлинг очень торопился оказаться от Дампира как можно дальше.

И Александр Селкирк, бывший, как я уже говорила, на Cinque Ports штурманом, в очередной раз вступил со Стрэдлингом в конфликт.

Cinque Ports к тому времени добрался до архипелага Хуан-Фернандес. Капитан Стрэдлинг планировал отправляться в дальнейший путь сразу же, как только они запасутся провиантом. Селкирк же убеждал его в обычной, резкой своей манере, что судно сначала надо отремонтировать, иначе все они пойдут ко дну. Спор их оказался настолько яростным, что капитан — по просьбе ли Селкирка или без — высадил последнего на одном из островов архипелага. Он оставил Александру все необходимое для выживания: его личный сундучок, ружьё, запас пороха и пуль к нему, топор, огниво, котелок. Оставил Библию, навигационные приборы и трактаты по навигации. Судно же отправилось дальше и… затонуло.

Вот в этом месте мнения «рассказчиков» снова разделяются.

Одни утверждают, что Селкирк, поначалу потребовавший, чтобы его оставили на острове, потом «плакал и просился обратно», но ему было отказано. Другие рассказывают, что Селкирк и не думал умолять переменить решение относительно его высадки, потому что рассчитывал на то, что в ближайшее время его подберет какое-нибудь другое судно.

Одни говорят, что Cinque Ports затонул из-за уже существующих повреждений. Другие утверждают, что корабль потопили испанцы, а экипаж взяли в плен. Третьи и вовсе считают, что Cinque Ports погубили корабельные черви — древоточцы.

Но как бы там ни было, судно, с которого ссадили Селкирка, погибло, а сам он остался на острове Мас-а-Тьерра — необитаемом на тот момент острове с очень интересной историей.



(продолжение следует)


23 просмотра0 комментариев

Недавние посты

Смотреть все

Comments


bottom of page