В двух предыдущих постах мы обсуждали вопросы гигиены и то, как часто мылся Людовик XIV и его приближенные. Ну и раз уж мы затронули эту тему, думаю, будет правильно расставить все точки над i и обсудить, как решали проблему гигиены простые парижане, как они жили, где и как часто мылись.
Начать обсуждение этого вопроса надо, наверное, с тех самых «темных и немытых» Средних веков. И поговорим мы о Париже.
Сначала опровергнем миф о «немытости» парижан в Средние века.
Итак… В Париже в середине XIII века работало 26 общественных бань. В это время в городе проживало что-то около 140 тысяч человек. Бани работали шесть дней в неделю, исключая воскресенья.
Эти данные взяты из документов по налогообложению, так что верить им можно.
А «Регистры ремёсел и торговли города Парижа» в статуте LXXIII сообщают следующее:
«Каждый, кто хочет быть банщиком в городе Париже, может им быть свободно, лишь бы работал по обычаям и кутюмам цеха, установленным всем цехом. Любой человек своему банщику платит за мытье 2 денье, а если он еще и купается, он платит 4 денье; и поскольку иногда дрова и уголь бывают дороже, чем в другое время, и кто-нибудь пожалуется, парижский прево устанавливает подходящую умеренную цену соответственно времени по донесению и клятве добрых людей этого цеха, каковые условия банщики и банщицы обещались и поклялись выполнять твердо и постоянно, без нарушений».
Денежная система во Франции того времени была довольно запутанной. Но нам особенно разбираться в ней и не нужно. Достаточно знать, что денье составляла двенадцатую часть су и была мелкой разменной монетой. Таким образом, заплатить два денье за мытье мог практически любой.
Фернан Бродель в своей работе «Структуры повседневности» писал:
«Бани были правилом во всей средневековой Европе — как частные, так и весьма многочисленные общественные бани, с их ваннами, парильнями и лежаками для отдыха, либо же с большими бассейнами... Люди встречались здесь столь же естественно, как и в церкви; и рассчитаны были эти купальные заведения на все классы, так что их облагали сеньориальными пошлинами наподобие мельниц, кузниц и заведений питейных. А что касается зажиточных домов, то все они располагали банями в подвалах; тут находились парильня и кадки: обычно деревянные, с набитыми, как на бочках, обручами».
В самом деле, часть горожан тогда, как и сейчас, мылась дома. В эту «часть» входили, главным образом, не просто зажиточные, а «окончательно семейные» люди. Почему – вы поймете, когда мы перейдем следующему абзацу.
Про борьбу Церкви с «купанием».
Сейчас часто можно услышать утверждение, дескать, люди в те стародавние времена не мылись, потому что Церковь это считала грехом и категорически запрещала. И это, конечно же, миф.
С чем Церковь в действительности боролась – это с совместным одновременным мытьем мужчин и женщин. И тут нам не надо, полагаю, как-то особенно напрягать воображение, доискиваясь причин. Как и сегодня, в то время «пойти в баню с девочками» — часто означало не столько пойти вымыться, сколько предаться плотским утехам. Таки шо я вам скажу… Церковь это не одобряет и сегодня))
При этом утверждать, что в банях того времени исключительно развратничали, разумеется, нельзя.
В банях того времени горожане мылись и отдыхали. Мылись быстро – за одну цену (как вы помните, за 2 денье). Парились и отмокали в ваннах… отдыхали — за другую (за 4 денье).
В банях работали цирюльники, которые, кроме бритья, еще и оказывали ряд медицинских услуг. Детально ряд таких процедур описывается в «Анналах Кольмара» — исторических источниках, объединенных общим происхождением из города Кольмар.
Монахам при необходимости также дозволялось посещать бани, так что мылись они не только в монастырях, но и за их пределами. «Необходимостью», правда, главным образом, считалась болезнь.
Так в уставе августинцев прописано:
«Телу также нельзя отказывать в омовении, если требует того болезнь. В случае оной следует безропотно совершить омовение согласно предписаниям врачебной науки, а если кто не захочет, пусть подчинится приказу начальствующего и совершит то, что необходимо для исцеления. В баню ли, в иное ли место надобно вам идти, пусть будет вас не менее двух или трех. Имеющий же надобность выйти из монастыря должен идти с тем, кого назначит начальствующий».
К интересующему нас времени количество бань в Париже поуменьшилось. Но они не исчезли совсем. Так в 1680 году Парижская мэрия «из соображений гигиены» открывает «плавучую» общественную баню на Сене. А в адресной книге Парижа за 1692 год можно обнаружить информацию о том, что на улице Rue Saint-André des Arts имеется женская баня.
И по-прежнему бани в числе прочего служат лечебным целям.
Уменьшение количества бань связано, главным образом, с тем, что к этому времени леса в Европе почти полностью вырубили. И цена на дрова очень сильно подскочила.
Я не нашла подобного графика по Франции. Но зато могу показать вам, как менялась цена на дрова и пшеницу в Лондоне и Южной Англии в период с 1200 до 1900 г. Во Франции тенденция была такая же.
Официальная медицина в XVII веке также не слишком приветствовала купание в банях. Врачи считали, что в открытые после бани поры легче проникают «всяческие болезни». Потому они рекомендовали младенцев мыть нечасто, а вместо этого смазывать их кожу маслами, чтобы как можно лучше закупорить поры. Советам врачей следовали... не все)
и вот:
Ну и на время эпидемий бани, разумеется, тоже закрывались (нам, пережившим пандемию с закрытием всего и вся, сейчас это не должно казаться ничем из ряда вон выходящим, не правда ли?). В 1526 году Эразм Роттердамский пишет: «Двадцать пять лет тому назад ничто не было так популярно в Брабанте, как общественные бани: сегодня их уже нет — чума научила нас обходиться без них».
Сегодня, изучив документы, мы можем констатировать, что это «научила обходиться без них (бань – прим. мое)» — в определенной степени преувеличение.
Да, сифилис, чума и прочие эпидемии, недостаток топлива, борьба Церкви за нравственность и прочее сделали посещение бань не таким доступным. Но люди, конечно, продолжали мыться)) Нелепо думать иначе.
Богатые мылись дома в собственных ваннах — разумеется, чаще. Люд победнее — в общественных и реже.
Но и те, и другие регулярно мылись «частями». Детей с детства приучали к минимальной ежедневной гигиене. К ней в 16–18 веках относилось умывание рук, лица и ног прохладной водой.
В самом конце 17-го — начале 18 века появились первые биде.
Тогда же (в 17 веке) во Франции (ну и вообще в Европе) стала практически обязательной ежедневная чистка зубов. Французский врач Пьер Фошар опубликовал книгу «Дантист-хирург, или Трактат о зубах», в которой раскритиковал бытовавшее тогда мнение о том, что зубы портят какие-то мифические «зубные черви». Фошар выделил 102 разновидности зубных болезней и убедительно доказал, что причиной их является недостаточное внимание к гигиене полости рта. Он утверждал, что зубы нужно чистить обязательно, причём ежедневно.
Он же, к слову, тогда же «изобрёл вставные зубы, штифтовые зубы, колпачки для зубов с покрытием фарфоровой эмалью, начал использовать примитивные брекет-системы».
Другими словами, нет никаких оснований снисходительно относиться к тем, кто жил до нас. Они не были ни грязнулями, ни глупцами. Они жили в соответствии со своими представлениями о правильном и своими возможностями. И неизвестно еще, как в глазах потомков будем выглядеть мы – с нашим лечением и образом жизни))
Comments